Чернолощеная керамика



Большой популярностью в России пользовалась чернолощеная керамика, которая появилась еще несколько столетий назад. Технология ее изготовления состояла из нескольких этапов. Вначале вылепленный и слегка подсушенный сосуд подвергали лощению, т. е, полировке, при помощи гальки или кости.

После того как внешняя поверхность приобретала блеск, ее орнаментировали. Затем сосуд просушивали полностью и обжигали.

После окончания обжига в печи или горне сосуды оставляли на месте, в топку подбрасывали какие-либо горючие материалы, выделяющие большое количество дыма при горении, после чего теплотехническое устройство герметично замуровывали при помощи глины или земли.

Поскольку керамические изделия достаточно долго подвергались тепловому воздействию без доступа кислорода, в результате химических реакций их внешняя поверхность становилась черной. Готовые сосуды отличались изяществом, а следы лощения образовывали серебристые (под цвет металла) узоры.

Формы чернолощеной керамики чрезвычайно разнообразны: горшки, кувшины, миски, крынки, кубышки, масленки, кумганы и др. Среди них выделяются как бытовая повседневная посуда, так и дорогие, имеющие сложную конфигурацию парадные сосуды.

Центры по производству чернолощеной керамики имелись во многих российских губерниях. Особенно славились ими Московские, Рязанские, Ярославские и Пензенские земли.

Самой красивой и высококачественной была, конечно, глазурованная (или поливная) керамика. Традиции ее производства складывались, начиная с X в. еще в Киевской Руси. Ее возникновение связано с производством поливных плиток для храмов и княжеских палат, которое появляется на Руси вместе с введением христианства и привлечением для строительства церквей греческих мастеров из Византии.

Несмотря на то, что русские гончары учились мастерству поливы у византийцев, они не просто копировали рецепты последних, но и вырабатывали свои технологии. В течение нескольких веков поливная посуда была предметом роскоши, доступным лишь богатым и знатным людям. Мастерские по ее изготовлению имелись лишь в крупных городах или княжеских замках. Самые древние из них обнаружены в Киеве, Чернигове и Любече.

Татаро-монгольское нашествие на несколько столетий прервало традиции изготовления поливной керамики. Только в XVI-XVII вв. ее производство возрождается уже на территории Московской Руси.

Также на сайте:



Пробы глазурей

Для взятия проб глазурей должны всегда иметься готовые плитки (сырые и обожженные) размером 18х18 см и 6х6 см. Плитки больших размеров разделяются на четыре равных квадрата. На первый квадрат наносится первая проба цветной глазури. На второй квадрат наносят ту же цветную глазурь, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Третий квадрат покрывают цветной эмалью (50% в эмали белой плюс 50% прозрачной глазури плюс краситель), а на четвертую плитку наносят эту же цветную эмаль, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Процентные отношения эмали и глазури можно изменять.



Орнамент

Одним из наиболее значительных нововведений эпохи неолита является глиняная посуда, позволившая улучшить способы приготовления пищи и расширить ассортимент пищевых продуктов. Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сосудов давала возможность первобытному человеку выразить свои творческие возможности и мировоззрение, изучение которых дает много информации археологам. Самые древние предметы из обожженной глины найдены в Чехословакии, на стоянке Дольни-Вестонице. Это еще не посуда из глины (ее люди изобретут почти на 20 тыс. лет позднее).