Чернолощеная керамика



Большой популярностью в России пользовалась чернолощеная керамика, которая появилась еще несколько столетий назад. Технология ее изготовления состояла из нескольких этапов. Вначале вылепленный и слегка подсушенный сосуд подвергали лощению, т. е, полировке, при помощи гальки или кости.

После того как внешняя поверхность приобретала блеск, ее орнаментировали. Затем сосуд просушивали полностью и обжигали.

После окончания обжига в печи или горне сосуды оставляли на месте, в топку подбрасывали какие-либо горючие материалы, выделяющие большое количество дыма при горении, после чего теплотехническое устройство герметично замуровывали при помощи глины или земли.

Поскольку керамические изделия достаточно долго подвергались тепловому воздействию без доступа кислорода, в результате химических реакций их внешняя поверхность становилась черной. Готовые сосуды отличались изяществом, а следы лощения образовывали серебристые (под цвет металла) узоры.

Формы чернолощеной керамики чрезвычайно разнообразны: горшки, кувшины, миски, крынки, кубышки, масленки, кумганы и др. Среди них выделяются как бытовая повседневная посуда, так и дорогие, имеющие сложную конфигурацию парадные сосуды.

Центры по производству чернолощеной керамики имелись во многих российских губерниях. Особенно славились ими Московские, Рязанские, Ярославские и Пензенские земли.

Самой красивой и высококачественной была, конечно, глазурованная (или поливная) керамика. Традиции ее производства складывались, начиная с X в. еще в Киевской Руси. Ее возникновение связано с производством поливных плиток для храмов и княжеских палат, которое появляется на Руси вместе с введением христианства и привлечением для строительства церквей греческих мастеров из Византии.

Несмотря на то, что русские гончары учились мастерству поливы у византийцев, они не просто копировали рецепты последних, но и вырабатывали свои технологии. В течение нескольких веков поливная посуда была предметом роскоши, доступным лишь богатым и знатным людям. Мастерские по ее изготовлению имелись лишь в крупных городах или княжеских замках. Самые древние из них обнаружены в Киеве, Чернигове и Любече.

Татаро-монгольское нашествие на несколько столетий прервало традиции изготовления поливной керамики. Только в XVI-XVII вв. ее производство возрождается уже на территории Московской Руси.

Также на сайте:



Материалы для глазурей

В керамической промышленности применяют для составления глазурей довольно большое количество различных материалов. Здесь же указываются только те, которые употребляются для составления легкоплавких цветных глазурей или эмалей.

Материалы, служащие основанием глазури:



Подготовка модели

Определяя размеры модели, а следовательно, и заготовки, нужно учитывать, что глиняная отливка после сушки, а затем и после обжига уменьшается в общей сложности на 10—15%. Чтобы керамическое изделие после сушки и обжига имело ранее запланированные на эскизе размеры, следует модель для ее формы делать крупнее, с учетом процента усадки, который определяется опытным путем.