Гончарство в веках



Гончарство в литературе

Попав на необитаемый остров, знаменитый герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без добротной глиняной посуды просто невозможно. Чтобы научиться делать более или менее сносную посуду, ему пришлось самостоятельно пройти весь путь, который прошло гончарное ремесло от древнейших времен до современности. Ведь он приступил к лепке посуды, имея смутное представление о работе с глиной.



Глина как лекарство

Глина всегда современный материал, без которого невозможно обойтись ни в настоящем, ни в будущем. Издревле глина служила человеку не только как сырье для керамики и строительства. Народные целители применяли глину как своеобразное целебное средство. Например, растяжение жил лечили пластырем, приготовленным из желтой глины, разведенной в уксусе.



Керамика в Древней Руси

Славилась керамикой и Древняя Русь. Из мастерских гончаров выходили чаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины-календари. Каждый календарь представлял собой кувшин, на котором штампиками наносились определенные знаки в прямоугольнике, отведенном каждому месяцу. Кроме календарей, рассчитанных на круглый год, были сельскохозяйственные календари, охватывающие срок с апреля по август, то есть от посева до жатвы хлеба.



Зарождение гончарства

Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок, используемых всеми пернатыми строителями, в дело идет также глина. Мало того, глина у ласточек — основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяемой специальными железами, ласточка, как заправский гончар, комочек за комочком лепит глубокую чашу. Высыхая, она становится настолько прочной, что, случись ей ненароком упасть, — не разобьется.



Гончарство и искусство

Особую роль гончарное производство сыграло в развитии художественного творчества и соответственно интеллектуального и духовного развития человека. Разнообразие и причудливость форм, обработки внешней поверхности, разновидностей и способов нанесения декора, игра красок и цветов в изделиях, созданных человеком из глины на протяжении последних тысячелетий, не поддаются никакому описанию.



Гончарство и прогресс

Гончарство ознаменовало собой новый этап взаимоотношений человека и природы. Глина могла приобретать такие качества, как влагонепроницаемость, огнеупорность, только после целой серии специальных действий: добычи и обработки сырья, приготовления теста, формовки, сушки и термической обработки. В ходе многочисленных опытов, которых требовало производство керамической посуды, люди постепенно овладевали новыми знаниями. Таким образом, гончарное производство положило начало множеству новых отраслей.



Значение и роль керамики

Освоение керамики сыграло огромную роль в истории человечества. Историки нередко используют термин «неолитическая революция». Одним из главных компонентов стало изготовление изделий из керамики. В керамическом производстве с самого начала были заложены большие возможности. Керамика фактически является первым искусственным материалом, изобретенным человечеством. До этого человек, изготавливая необходимые орудия труда, оружие, одежду, жилища, лишь механически преобразовывал такие природные материалы, как камень, кость, дерево, кожа, раковины и др.

Также на сайте:



Осаждение паров меди

Из хлористых солей наиболее употребляемой является нашатырь (хлористый аммоний). В него подмешивают соли меди (нежелательно купорос, дающий много серы), лучше углекислую медь или еще лучше, но она очень дорогая, хлористую медь, кристаллизованную с водой. Меди по отношению к нашатырю вводят 15—20%. Количество солей приблизительно от 200 до 400 г. на 1 куб. м. Хорошо также добавлять в патроны хлористое серебро (ляпис, осажденный соляной кислотой).

Нашатырь можно заменить поваренной солью, но она дает более грубые результаты — более темную, не столь блестящую окраску и меньше радужной игры.



Приготовление глазурей

Глазури наносят на сырой или обожженный (утильный) черепок в сыром виде, фриттованными или плавлеными. Белые эмали употребляются только в плавленом виде. Наносить глазурь в сыром виде — это значит, все составные части глазури в виде тонких порошков перемешать, залить водой до густоты сливок и тем или другим способом покрыть ими черепок. Фриттование - это небольшое прокаливание глазурей примерно при температуре 600—700 градусов, когда глазурь приобретает губчатый вид и легко поддается размолу.

RSS-материал