Гончарство в веках



Гончарство в литературе

Попав на необитаемый остров, знаменитый герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без добротной глиняной посуды просто невозможно. Чтобы научиться делать более или менее сносную посуду, ему пришлось самостоятельно пройти весь путь, который прошло гончарное ремесло от древнейших времен до современности. Ведь он приступил к лепке посуды, имея смутное представление о работе с глиной.



Глина как лекарство

Глина всегда современный материал, без которого невозможно обойтись ни в настоящем, ни в будущем. Издревле глина служила человеку не только как сырье для керамики и строительства. Народные целители применяли глину как своеобразное целебное средство. Например, растяжение жил лечили пластырем, приготовленным из желтой глины, разведенной в уксусе.



Керамика в Древней Руси

Славилась керамикой и Древняя Русь. Из мастерских гончаров выходили чаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины-календари. Каждый календарь представлял собой кувшин, на котором штампиками наносились определенные знаки в прямоугольнике, отведенном каждому месяцу. Кроме календарей, рассчитанных на круглый год, были сельскохозяйственные календари, охватывающие срок с апреля по август, то есть от посева до жатвы хлеба.



Зарождение гончарства

Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок, используемых всеми пернатыми строителями, в дело идет также глина. Мало того, глина у ласточек — основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяемой специальными железами, ласточка, как заправский гончар, комочек за комочком лепит глубокую чашу. Высыхая, она становится настолько прочной, что, случись ей ненароком упасть, — не разобьется.



Гончарство и искусство

Особую роль гончарное производство сыграло в развитии художественного творчества и соответственно интеллектуального и духовного развития человека. Разнообразие и причудливость форм, обработки внешней поверхности, разновидностей и способов нанесения декора, игра красок и цветов в изделиях, созданных человеком из глины на протяжении последних тысячелетий, не поддаются никакому описанию.



Гончарство и прогресс

Гончарство ознаменовало собой новый этап взаимоотношений человека и природы. Глина могла приобретать такие качества, как влагонепроницаемость, огнеупорность, только после целой серии специальных действий: добычи и обработки сырья, приготовления теста, формовки, сушки и термической обработки. В ходе многочисленных опытов, которых требовало производство керамической посуды, люди постепенно овладевали новыми знаниями. Таким образом, гончарное производство положило начало множеству новых отраслей.



Значение и роль керамики

Освоение керамики сыграло огромную роль в истории человечества. Историки нередко используют термин «неолитическая революция». Одним из главных компонентов стало изготовление изделий из керамики. В керамическом производстве с самого начала были заложены большие возможности. Керамика фактически является первым искусственным материалом, изобретенным человечеством. До этого человек, изготавливая необходимые орудия труда, оружие, одежду, жилища, лишь механически преобразовывал такие природные материалы, как камень, кость, дерево, кожа, раковины и др.

Также на сайте:



Формовка полого тела

Формовка полого телаПосле изготовления начина гончар приступал к формовке его стенок. Именно этот процесс и получил название формовки полого тела. Она могла выполняться разными способами: выдавливанием, наращиванием и вытягиванием на гончарном круге. В древности до изобретения гончарного круга применялся исключительно ручной способ.

При таком способе набор инструментов был минимальным: несколько гладких камушков разных размеров, деревянные колотушки, приспособление типа ложки, тряпка и емкость с водой для смачивания рук и глины в процессе лепки.



Гончарство в средневековой Европе

Внесла свой вклад в развитие гончарного ремесла и средневековая Европа. Начиная с XV в. особое распространение в Италии получила майоликовая керамика, где она расписывалась в основном сюжетными сценами. Центром производства итальянской майолики был город Фаэнца, отсюда появилось новое название — фаянс.

В дальнейшем практически в каждой стране появляется множество национальных и региональных школ и центров, славящихся особыми видами керамических изделий.

RSS-материал