Виды орнамента



Со временем символический смысл тех или иных узоров постепенно отходил на второй план, а затем иногда и забывался. Начиная с эпохи Средневековья, все большую роль играет декоративная или эстетическая функция орнамента. С технологической точки зрения орнамент на керамической посуде делится на три большие группы: графический, скульптурный и расписной.

Графические рисунки выполнялись при помощи прочерчивания или вдавливания по влажной поверхности. В качестве инструмента в древности могли использоваться пальцы и ногти мастера, палочки, щепочки, птичьи перья, шнурки и веревки, тесьма и другие подручные средства. Нередко из кости или раковины изготавливались специальные зубчатые штампы. По этнографическим данным известны случаи использования в качестве штампа зубов и челюстей различных животных.

Штампы могли изготавливаться даже из плотных овощей, например тыквы или моркови. Для выполнения узоров инструменты могли использовать по-разному: способом штамповки, прокатывания, накалывания, «шагания» под определенными углами, протаскивания и др.

Скульптурные украшения представляют собой различные налепы в виде жгутиков, веревочек, шишечек и др. Такой орнамент служил не только для красоты. Утолщенные налепами стенки сосуда становились более прочными.

Расписной орнамент наносился как по влажной, так и по сухой поверхности керамических сосудов различными минеральными красками при помощи кистей, птичьих перьев, палочек и т. п.

Происхождение некоторых орнаментов тесно связано с технологией формовки сосудов. Например, по мнению некоторых исследователей, шнуровой и веревочный орнаменты появились в результате использования веревок при создании крупных сосудов. Первыми орнаментальными украшениями стали также следы обертывания влажных сосудов в рогожу, листья, циновки. Вначале они получались не специально, а были просто следствием технологических процессов. Позднее такие следы начали сознательно имитироваться древними гончарами.

Исследуя различные орнаментальные отпечатки, специалисты могут реконструировать не только процесс производства керамики, но и другие ремесла, например ткачество, плетение и др.

Также на сайте:



Замена материалов

Основным заглушающим материалом должна являться сурьма, но у нее имеется тот недостаток, что в соединении со свинцом она дает очень яркие желтые тона. Чем больше в глазури щелочей, особенно натрия, щелочных земель, кальция (в виде мела, мрамора или извести), барита (тяжелого шпата и витерита) и других более редких материалов, тем эмаль будет белее. В качестве поддержки заглушителя можно прибавлять костяную золу и плавиковый пшат.

Переходя к выбору других материалов для эмали, можно указать:



Керамика 19-20 веков

XIX век характеризуется бурным развитием техники и переходом к промышленному производству изделий, в том числе и керамических, что приводило к их обезличиванию. С протестом против засилья массовой продукции выступило «Движение Искусства и ремесла», зародившееся в Англии и призывавшее к переоценке значения ремесленного труда, к отказу от копирования стилей предыдущих эпох и созданию оригинальных произведений.