Виды орнамента



Со временем символический смысл тех или иных узоров постепенно отходил на второй план, а затем иногда и забывался. Начиная с эпохи Средневековья, все большую роль играет декоративная или эстетическая функция орнамента. С технологической точки зрения орнамент на керамической посуде делится на три большие группы: графический, скульптурный и расписной.

Графические рисунки выполнялись при помощи прочерчивания или вдавливания по влажной поверхности. В качестве инструмента в древности могли использоваться пальцы и ногти мастера, палочки, щепочки, птичьи перья, шнурки и веревки, тесьма и другие подручные средства. Нередко из кости или раковины изготавливались специальные зубчатые штампы. По этнографическим данным известны случаи использования в качестве штампа зубов и челюстей различных животных.

Штампы могли изготавливаться даже из плотных овощей, например тыквы или моркови. Для выполнения узоров инструменты могли использовать по-разному: способом штамповки, прокатывания, накалывания, «шагания» под определенными углами, протаскивания и др.

Скульптурные украшения представляют собой различные налепы в виде жгутиков, веревочек, шишечек и др. Такой орнамент служил не только для красоты. Утолщенные налепами стенки сосуда становились более прочными.

Расписной орнамент наносился как по влажной, так и по сухой поверхности керамических сосудов различными минеральными красками при помощи кистей, птичьих перьев, палочек и т. п.

Происхождение некоторых орнаментов тесно связано с технологией формовки сосудов. Например, по мнению некоторых исследователей, шнуровой и веревочный орнаменты появились в результате использования веревок при создании крупных сосудов. Первыми орнаментальными украшениями стали также следы обертывания влажных сосудов в рогожу, листья, циновки. Вначале они получались не специально, а были просто следствием технологических процессов. Позднее такие следы начали сознательно имитироваться древними гончарами.

Исследуя различные орнаментальные отпечатки, специалисты могут реконструировать не только процесс производства керамики, но и другие ремесла, например ткачество, плетение и др.

Также на сайте:



Глазури с медью

Медь окрашивает глазури в цвета: голубой, холодный зеленый, яркий зеленый (травяной), серо-фиолетовый, красный, красно-коричневый и синий. В глазури медь вводится в виде следующих материалов:
- окись меди — порошок почти черного цвета;
- закись меди — порошок красного цвета;
- сернокислая медь иначе медный купорос - кристаллы синего цвета.

Окись меди нетрудно получить двумя путями.



Древнейшие центры гончарства

Древнейшие центры гончарстваЗа многие тысячелетия разные народы и культуры выработали свои традиции гончарного производства. Можно попытаться охарактеризовать историю становления гончарства в целом, попытаться понять закономерности его развития, определить основные этапы становления и развития.