Виды орнамента



Со временем символический смысл тех или иных узоров постепенно отходил на второй план, а затем иногда и забывался. Начиная с эпохи Средневековья, все большую роль играет декоративная или эстетическая функция орнамента. С технологической точки зрения орнамент на керамической посуде делится на три большие группы: графический, скульптурный и расписной.

Графические рисунки выполнялись при помощи прочерчивания или вдавливания по влажной поверхности. В качестве инструмента в древности могли использоваться пальцы и ногти мастера, палочки, щепочки, птичьи перья, шнурки и веревки, тесьма и другие подручные средства. Нередко из кости или раковины изготавливались специальные зубчатые штампы. По этнографическим данным известны случаи использования в качестве штампа зубов и челюстей различных животных.

Штампы могли изготавливаться даже из плотных овощей, например тыквы или моркови. Для выполнения узоров инструменты могли использовать по-разному: способом штамповки, прокатывания, накалывания, «шагания» под определенными углами, протаскивания и др.

Скульптурные украшения представляют собой различные налепы в виде жгутиков, веревочек, шишечек и др. Такой орнамент служил не только для красоты. Утолщенные налепами стенки сосуда становились более прочными.

Расписной орнамент наносился как по влажной, так и по сухой поверхности керамических сосудов различными минеральными красками при помощи кистей, птичьих перьев, палочек и т. п.

Происхождение некоторых орнаментов тесно связано с технологией формовки сосудов. Например, по мнению некоторых исследователей, шнуровой и веревочный орнаменты появились в результате использования веревок при создании крупных сосудов. Первыми орнаментальными украшениями стали также следы обертывания влажных сосудов в рогожу, листья, циновки. Вначале они получались не специально, а были просто следствием технологических процессов. Позднее такие следы начали сознательно имитироваться древними гончарами.

Исследуя различные орнаментальные отпечатки, специалисты могут реконструировать не только процесс производства керамики, но и другие ремесла, например ткачество, плетение и др.

Также на сайте:



Составление шихты

Месторождения, глина которых в полной мере удовлетворяет требованиям гончарного производства, встречаются довольно редко, в большинстве случаев для изготовления гончарных изделий приходится составлять шихту — смесь различных глин или глины с некоторыми другими материалами.

Из других материалов к гончарным глинам обычно добавляют мелкозернистый кварцевый песок и молотый бой гончарных изделий. Эти материалы понижают пластичность, как говорят, отощают жирные глины, почему и называются отощающими добавками.



Трещины при сушке

Если в начале сушки, несмотря на регулировку температуры, количества и влажности воздуха, на изделиях появляются трещины, нужно накрыть их мокрыми тряпками. Иногда при сушке в тех местах, где изделия соприкасаются с планками, образуются трещины. Такие трещины называются планочными.

Они появляются чаще всего в тех случаях, когда сформованные изделия устанавливают на планки так, что те врезаются и изделия. Образованию планочных трещин способствуют сотрясения при переноске планок с изделиями и установке их на полки.