Виды орнамента



Со временем символический смысл тех или иных узоров постепенно отходил на второй план, а затем иногда и забывался. Начиная с эпохи Средневековья, все большую роль играет декоративная или эстетическая функция орнамента. С технологической точки зрения орнамент на керамической посуде делится на три большие группы: графический, скульптурный и расписной.

Графические рисунки выполнялись при помощи прочерчивания или вдавливания по влажной поверхности. В качестве инструмента в древности могли использоваться пальцы и ногти мастера, палочки, щепочки, птичьи перья, шнурки и веревки, тесьма и другие подручные средства. Нередко из кости или раковины изготавливались специальные зубчатые штампы. По этнографическим данным известны случаи использования в качестве штампа зубов и челюстей различных животных.

Штампы могли изготавливаться даже из плотных овощей, например тыквы или моркови. Для выполнения узоров инструменты могли использовать по-разному: способом штамповки, прокатывания, накалывания, «шагания» под определенными углами, протаскивания и др.

Скульптурные украшения представляют собой различные налепы в виде жгутиков, веревочек, шишечек и др. Такой орнамент служил не только для красоты. Утолщенные налепами стенки сосуда становились более прочными.

Расписной орнамент наносился как по влажной, так и по сухой поверхности керамических сосудов различными минеральными красками при помощи кистей, птичьих перьев, палочек и т. п.

Происхождение некоторых орнаментов тесно связано с технологией формовки сосудов. Например, по мнению некоторых исследователей, шнуровой и веревочный орнаменты появились в результате использования веревок при создании крупных сосудов. Первыми орнаментальными украшениями стали также следы обертывания влажных сосудов в рогожу, листья, циновки. Вначале они получались не специально, а были просто следствием технологических процессов. Позднее такие следы начали сознательно имитироваться древними гончарами.

Исследуя различные орнаментальные отпечатки, специалисты могут реконструировать не только процесс производства керамики, но и другие ремесла, например ткачество, плетение и др.

Также на сайте:



Глазурь для керамики «кракле»

В Древнем Китае была изобретена очень эффектная глазурь, получившая название «кракле». Ее суть состоит в том, что глазурованные керамические изделия, вышедшие после обжига из печи с различными дефектами (например, с многочисленными трещинами на глазури), окунали в специальную жидкость и опять подвергали обжигу. В результате получались очень красивые керамические изделия.

Возникнув как технологический прием для уменьшения количества брака, «кракле» стало одним из основных видов глазури, применявшихся китайскими гончарами для украшения керамики различными орнаментами.



Отощающие добавки

При изготовлении крупных изделий в жирную глину вводят так называемые отощающие добавки, которые способствуют уменьшению усадки при сушке и обжиге, предотвращая тем самым появление на изделии трещин и коробление. Еще в древности при изготовлении больших сосудов, предназначенных для хранения продуктов, в глиняное тесто добавлялась дресва — крупный песок, получаемый дроблением камня-песчаника. Но самым распространенным отощающим материалом всегда был мелкий песок.