Символика керамики



В ранних и традиционных обществах различные узоры или рисунки, наносимые на поверхность посуды, служили не только для украшения, но и выполняли другие функции. Одной из них было маркирование его принадлежности к определенному роду, племени и т. п. Такими же узорами украшались дома, предметы быта, одежда, выполнялись татуировки и ритуальные рисунки на теле.

В большинстве древних культур было принято обязательно включать керамические сосуды в погребальный инвентарь, сопровождающий усопшего в мир иной. Считалось, что именно по форме и орнаменту керамики его там смогут опознать предки.

Каждый знак и каждая линия, любой несложный символ того или иного природного явления были наполнены смыслом для древних людей. Например, прямая горизонтальная линия часто обозначала поверхность земли, горизонтальная волнистая — воду рек, озер, морей, подземного мира, вертикальная волнистая — дождь и грозу. Горы символически изображали в виде треугольника, огонь — в виде креста или свастики. Круг изображал солнце или луну.

У каждого рода, племени, народности, региона существовала своя разработанная символика знаков-рисунков. В эпоху поздней бронзы геометрические знаки на керамических сосудах степей Евразии служили своего рода пиктографическим письмом.

Кроме геометрических схематических знаков, на древней керамике встречаются также зооморфные и антропоморфные рисунки, которые также несли глубокую смысловую нагрузку. Например, изображение женской фигуры символизировало собой образ Матери-земли, который связывали с плодородием. Ту же идею несли деревья с раскидистыми ветками. Птица в те времена считалась символом солнца, тепла и света, счастья и радости, предвестницей весны и новой жизни. Она также отражала идею души.

В древности керамический сосуд представлял собой не просто произведение декоративно-прикладного искусства. Он являлся одним из основных знаковых символов культуры. Сосуд сопровождал человека в самых различных сферах бытовой и обрядовой деятельности. Изучение древних узоров, изображенных на керамической посуде, позволяет не только понять сложное мировоззрение той или иной эпохи, но и проследить изменения, происходившие в период широкого распространения производящего хозяйства — земледелия и скотоводства.

Характерными чертами этого мировоззрения являются его планетарность, нацеленность на познание процесса создания мира, источника жизни, роли солнца, круговорота в природе и места в нем человека.

Древняя символика сохранялась на протяжении тысячелетий, вплоть до эпохи позднего Средневековья. Например, ромб с продолженными сторонами на керамике, одежде, предметах быта в народном искусстве восточных славян изображал венец сруба деревянного дома. Изображенный в орнаменте квадрат с разделением на части и помещенными в каждую из них кружками или точками обозначал засеянное поле.

Рисунки и геометрические орнаменты выполняли также охранительные функции. Нанесенные на тот или иной предмет, они должны были защищать, оберегать его от вредоносных сил и привлекать благотворные. Поэтому их называют также оберегами.

Орнамент на сосуде предохранял его и содержащиеся в нем продукты от порчи. С эстетической точки зрения орнамент на сосуде не только украшал изделие, но и подчеркивал его форму и размеры.

Также на сайте:



Налепные украшения керамики

Украшение керамических изделий различными налепами имеет многотысячелетнюю историю. Техника его исполнения довольно проста. При лепке на влажное изделие вручную наносится рельефный декор из такой же глины.

Форма налепов может быть самой разной: в виде прямых, волнистых, зигзагообразных и прочих валиков, шишечек, конусов, фигурок людей и животных, растений и т. д. В некоторых случаях рельефные участки окрашивают в другие цвета, отличные от окраски поверхности керамики.



Майолика с люстром

Дерута - поселение в области Умбрия, которое славится давней и богатой традицией керамического производства. Широко известна майолика с люстром, изготовленная местными мастерами.

Гончар использует технику напыления для воспроизведения рисунка на предмете. Контуры рисунка наносятся на кальку иглой. Калька помещается на керамическую поверхность, которая тампонируется матерчатым мешочком с порошком графита. После снятия кальки на поверхности остаются контуры. Во время обжига следы графита исчезают.