Символика керамики



В ранних и традиционных обществах различные узоры или рисунки, наносимые на поверхность посуды, служили не только для украшения, но и выполняли другие функции. Одной из них было маркирование его принадлежности к определенному роду, племени и т. п. Такими же узорами украшались дома, предметы быта, одежда, выполнялись татуировки и ритуальные рисунки на теле.

В большинстве древних культур было принято обязательно включать керамические сосуды в погребальный инвентарь, сопровождающий усопшего в мир иной. Считалось, что именно по форме и орнаменту керамики его там смогут опознать предки.

Каждый знак и каждая линия, любой несложный символ того или иного природного явления были наполнены смыслом для древних людей. Например, прямая горизонтальная линия часто обозначала поверхность земли, горизонтальная волнистая — воду рек, озер, морей, подземного мира, вертикальная волнистая — дождь и грозу. Горы символически изображали в виде треугольника, огонь — в виде креста или свастики. Круг изображал солнце или луну.

У каждого рода, племени, народности, региона существовала своя разработанная символика знаков-рисунков. В эпоху поздней бронзы геометрические знаки на керамических сосудах степей Евразии служили своего рода пиктографическим письмом.

Кроме геометрических схематических знаков, на древней керамике встречаются также зооморфные и антропоморфные рисунки, которые также несли глубокую смысловую нагрузку. Например, изображение женской фигуры символизировало собой образ Матери-земли, который связывали с плодородием. Ту же идею несли деревья с раскидистыми ветками. Птица в те времена считалась символом солнца, тепла и света, счастья и радости, предвестницей весны и новой жизни. Она также отражала идею души.

В древности керамический сосуд представлял собой не просто произведение декоративно-прикладного искусства. Он являлся одним из основных знаковых символов культуры. Сосуд сопровождал человека в самых различных сферах бытовой и обрядовой деятельности. Изучение древних узоров, изображенных на керамической посуде, позволяет не только понять сложное мировоззрение той или иной эпохи, но и проследить изменения, происходившие в период широкого распространения производящего хозяйства — земледелия и скотоводства.

Характерными чертами этого мировоззрения являются его планетарность, нацеленность на познание процесса создания мира, источника жизни, роли солнца, круговорота в природе и места в нем человека.

Древняя символика сохранялась на протяжении тысячелетий, вплоть до эпохи позднего Средневековья. Например, ромб с продолженными сторонами на керамике, одежде, предметах быта в народном искусстве восточных славян изображал венец сруба деревянного дома. Изображенный в орнаменте квадрат с разделением на части и помещенными в каждую из них кружками или точками обозначал засеянное поле.

Рисунки и геометрические орнаменты выполняли также охранительные функции. Нанесенные на тот или иной предмет, они должны были защищать, оберегать его от вредоносных сил и привлекать благотворные. Поэтому их называют также оберегами.

Орнамент на сосуде предохранял его и содержащиеся в нем продукты от порчи. С эстетической точки зрения орнамент на сосуде не только украшал изделие, но и подчеркивал его форму и размеры.

Также на сайте:



Керамика Древней Греции

Керамика Древней ГрецииНа VI-V века до нашей эры приходится взлет гончарного производства в Древней Греции. Изделия греческих мастеров до сих пор считаются классическим образцом керамики, хотя во многих регионах в разное время существовали свои оригинальные керамические школы и направления.

Древние греки были высокоодаренным народом. Среди различных открытий и искусств особое место занимают изготовление и роспись чрезвычайно разнообразной керамики. Благородная простота и изысканность форм, мастерство исполнения снискали греческой керамике заслуженную славу нормы и образца на многие века во всем мире.



Сушка после формовки

После формовки изделия направляют в сушку. При сушке должно быть удалено столько воды, чтобы содержание ее в изделиях составляло не более 6%. При такой влажности изделия обычно становятся совершенно светлыми. Ноготь при легком сдавливании уже не оставляет на их поверхности никаких следов.