Символика керамики



В ранних и традиционных обществах различные узоры или рисунки, наносимые на поверхность посуды, служили не только для украшения, но и выполняли другие функции. Одной из них было маркирование его принадлежности к определенному роду, племени и т. п. Такими же узорами украшались дома, предметы быта, одежда, выполнялись татуировки и ритуальные рисунки на теле.

В большинстве древних культур было принято обязательно включать керамические сосуды в погребальный инвентарь, сопровождающий усопшего в мир иной. Считалось, что именно по форме и орнаменту керамики его там смогут опознать предки.

Каждый знак и каждая линия, любой несложный символ того или иного природного явления были наполнены смыслом для древних людей. Например, прямая горизонтальная линия часто обозначала поверхность земли, горизонтальная волнистая — воду рек, озер, морей, подземного мира, вертикальная волнистая — дождь и грозу. Горы символически изображали в виде треугольника, огонь — в виде креста или свастики. Круг изображал солнце или луну.

У каждого рода, племени, народности, региона существовала своя разработанная символика знаков-рисунков. В эпоху поздней бронзы геометрические знаки на керамических сосудах степей Евразии служили своего рода пиктографическим письмом.

Кроме геометрических схематических знаков, на древней керамике встречаются также зооморфные и антропоморфные рисунки, которые также несли глубокую смысловую нагрузку. Например, изображение женской фигуры символизировало собой образ Матери-земли, который связывали с плодородием. Ту же идею несли деревья с раскидистыми ветками. Птица в те времена считалась символом солнца, тепла и света, счастья и радости, предвестницей весны и новой жизни. Она также отражала идею души.

В древности керамический сосуд представлял собой не просто произведение декоративно-прикладного искусства. Он являлся одним из основных знаковых символов культуры. Сосуд сопровождал человека в самых различных сферах бытовой и обрядовой деятельности. Изучение древних узоров, изображенных на керамической посуде, позволяет не только понять сложное мировоззрение той или иной эпохи, но и проследить изменения, происходившие в период широкого распространения производящего хозяйства — земледелия и скотоводства.

Характерными чертами этого мировоззрения являются его планетарность, нацеленность на познание процесса создания мира, источника жизни, роли солнца, круговорота в природе и места в нем человека.

Древняя символика сохранялась на протяжении тысячелетий, вплоть до эпохи позднего Средневековья. Например, ромб с продолженными сторонами на керамике, одежде, предметах быта в народном искусстве восточных славян изображал венец сруба деревянного дома. Изображенный в орнаменте квадрат с разделением на части и помещенными в каждую из них кружками или точками обозначал засеянное поле.

Рисунки и геометрические орнаменты выполняли также охранительные функции. Нанесенные на тот или иной предмет, они должны были защищать, оберегать его от вредоносных сил и привлекать благотворные. Поэтому их называют также оберегами.

Орнамент на сосуде предохранял его и содержащиеся в нем продукты от порчи. С эстетической точки зрения орнамент на сосуде не только украшал изделие, но и подчеркивал его форму и размеры.

Также на сайте:



Лепка для детей

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.



Способы люстрирования

Еще одним способом люстрирования являются - люстры в кислоте, в которых вместо глины в качестве облатки используется уксусная кислота. Люстры в лаке (эмали) содержат в глазурованном покрытии небольшое количество солей или оксидов металлов. Следовательно, достаточно двух обжигов, второй из которых - восстанавливающий.