Символика керамики



В ранних и традиционных обществах различные узоры или рисунки, наносимые на поверхность посуды, служили не только для украшения, но и выполняли другие функции. Одной из них было маркирование его принадлежности к определенному роду, племени и т. п. Такими же узорами украшались дома, предметы быта, одежда, выполнялись татуировки и ритуальные рисунки на теле.

В большинстве древних культур было принято обязательно включать керамические сосуды в погребальный инвентарь, сопровождающий усопшего в мир иной. Считалось, что именно по форме и орнаменту керамики его там смогут опознать предки.

Каждый знак и каждая линия, любой несложный символ того или иного природного явления были наполнены смыслом для древних людей. Например, прямая горизонтальная линия часто обозначала поверхность земли, горизонтальная волнистая — воду рек, озер, морей, подземного мира, вертикальная волнистая — дождь и грозу. Горы символически изображали в виде треугольника, огонь — в виде креста или свастики. Круг изображал солнце или луну.

У каждого рода, племени, народности, региона существовала своя разработанная символика знаков-рисунков. В эпоху поздней бронзы геометрические знаки на керамических сосудах степей Евразии служили своего рода пиктографическим письмом.

Кроме геометрических схематических знаков, на древней керамике встречаются также зооморфные и антропоморфные рисунки, которые также несли глубокую смысловую нагрузку. Например, изображение женской фигуры символизировало собой образ Матери-земли, который связывали с плодородием. Ту же идею несли деревья с раскидистыми ветками. Птица в те времена считалась символом солнца, тепла и света, счастья и радости, предвестницей весны и новой жизни. Она также отражала идею души.

В древности керамический сосуд представлял собой не просто произведение декоративно-прикладного искусства. Он являлся одним из основных знаковых символов культуры. Сосуд сопровождал человека в самых различных сферах бытовой и обрядовой деятельности. Изучение древних узоров, изображенных на керамической посуде, позволяет не только понять сложное мировоззрение той или иной эпохи, но и проследить изменения, происходившие в период широкого распространения производящего хозяйства — земледелия и скотоводства.

Характерными чертами этого мировоззрения являются его планетарность, нацеленность на познание процесса создания мира, источника жизни, роли солнца, круговорота в природе и места в нем человека.

Древняя символика сохранялась на протяжении тысячелетий, вплоть до эпохи позднего Средневековья. Например, ромб с продолженными сторонами на керамике, одежде, предметах быта в народном искусстве восточных славян изображал венец сруба деревянного дома. Изображенный в орнаменте квадрат с разделением на части и помещенными в каждую из них кружками или точками обозначал засеянное поле.

Рисунки и геометрические орнаменты выполняли также охранительные функции. Нанесенные на тот или иной предмет, они должны были защищать, оберегать его от вредоносных сил и привлекать благотворные. Поэтому их называют также оберегами.

Орнамент на сосуде предохранял его и содержащиеся в нем продукты от порчи. С эстетической точки зрения орнамент на сосуде не только украшал изделие, но и подчеркивал его форму и размеры.

Также на сайте:



Кашинная керамика

Большая группа керамики называется кашинной. Кашин представляет собой белую пористую керамическую массу. На него наносились в основном прозрачные и цветные глазури. Светлая кашинная керамика делала рисунок ярким, а глазури глубокими, как бы светящимися изнутри.

Эффект этот усиливался тем, что применявшаяся на кашинных сосудах полива стекала по дну и застывала на нем толстым слоем. В результате получался контраст между поверхностью округлых стенок чаши, где слой поливы был тонким и легкий рельеф черепка выделял основные линии орнамента, и толстым гладким слоем стекла на дне, под которым мерцали краски росписи. Керамисты учитывали этот эффект и придавали ему особый художественный смысл.



Подготовка гончарного стола

Подготовка гончарного столаПрежде чем начинать непосредственную обработку глины и формовку из нее различных изделий, необходимо соответственным образом подготовить рабочее место и инструменты. Одним из основных элементов рабочего места гончара является стол для гончарных трудов.

Гончарный стол должен быть достаточно тяжелым по весу. Опыт мастеров показывает, что попытки прикрепить к стенам или полу обычные столы не позволяют получить удовлетворительные результаты.