Расписная керамика



Расписная керамикаДревняя керамика поражает своим совершенством. Например, сосуды периодов Халафа и Хассуны - это потрясающее богатство и разнообразие орнаментов, игра красок, цвета, умения скомпоновать узор и цвета в максимально гармоничные и оптимальные для восприятия сочетания.

Керамика другой культуры — Убайдской — орнаментирована намного беднее, но зато она поражает бесконечным многообразием и причудливостью форм.

Расписная керамика КитаяУтилитарный предмет под руками мастеров Убайда превращался в произведение искусства. Расписная посуда разных эпох отражает и показывает, как человек обучался обобщению собственных впечатлений от природы.Учился группировать и стилизовать представавшие перед ним предметы, явления и образы так, что они преобразовывались в стройный растительный, абстрактный, геометризованный или зооморфный орнамент, который подчинялся определенному чувству ритма, начиная от простых точечных или штриховых орнаментов ранней керамики и заканчивая симметричными и сложными изображениями Халафа и Самарры, Геоксюра и позднего Триполья.

Ритмичность форм и линий, оттенков и красок, как бы воплотила собой особой ритм движения — ритм рук, вращающих сосуд в процессе лепки, позже — гончарного круга. Гончарное искусство подарило возможность отразить в условных, иносказательных образах свое виденье мира, свою мысль.

Китайский орнаментРасписная керамика довольно быстро появилась и в других регионах земного шара: Индии, Китае, Японии, а также на различных территориях Юго-Восточной Азии. Ученые до сих пор спорят, появилась ли она в результате расселения народов, обладающих высокими технологиями, из одного или нескольких центров, или же гончары освоили раскрашивание древней посуды самостоятельно в каждом регионе. Так или иначе, не вызывает сомнений тот факт, что раннеземледельческие цивилизации 5-6 тыс. лет назад обладали большими знаниями, навыками и умениями, чем общества охотников, рыболовов и собирателей, живших в северных регионах Евразии.

Керамика эпох неолита и энеолита довольно грубая. Здесь гораздо позднее появляются разнообразные технические приспособления (например, гончарный круг или гончарные печи для обжига керамики при высоких температурах). Долгое время керамические изделия обжигались в обычных костровых ямах. Но самым главным отличием на ранних этапах развития гончарного производства «примитивных» племен было то, что они не расписывали свои сосуды краской, а орнаментировали в технике прочерченного или накольчатого орнамента. Правда, в некоторых культурах лесной и лесостепной зон получил развитие также налепной орнамент в виде валиков или жгутиков из глины.

Также на сайте:



Инструменты и материалы

Прежде чем приступить к работе над керамическим изделием, необходимо познакомиться с материалами, специальными инструментами и оборудованием, которые могут понадобиться. Поскольку в керамике переплетено ремесло и искусство, то знание технических характеристик исходных материалов: глины, глазури и красок для декорирования — важный момент творческого процесса, от которого в значительной мере зависит конечный результат.

Главное — правильно подобрать инструменты и оборудование, а также знать устройство печей для обжига и уметь в случае необходимости построить печь самому.



Техника раку

Западный мир относительно недавно познакомился с техникой раку, зародившейся в Японии. Получаемый декоративный эффект и своеобразие самого производственного процесса, при котором изделие в раскаленном виде вынимается из печи, существенно отличают эту технику от классического способа производства керамики.

Техника раку, что буквально означает наслаждение, радость жизни, зародилась под влиянием духовного учения дзэн, которое учит замечать скрытую гармонию в малых вещах и находить красоту в простоте и естественности форм.