Расписная керамика



Расписная керамикаДревняя керамика поражает своим совершенством. Например, сосуды периодов Халафа и Хассуны - это потрясающее богатство и разнообразие орнаментов, игра красок, цвета, умения скомпоновать узор и цвета в максимально гармоничные и оптимальные для восприятия сочетания.

Керамика другой культуры — Убайдской — орнаментирована намного беднее, но зато она поражает бесконечным многообразием и причудливостью форм.

Расписная керамика КитаяУтилитарный предмет под руками мастеров Убайда превращался в произведение искусства. Расписная посуда разных эпох отражает и показывает, как человек обучался обобщению собственных впечатлений от природы.Учился группировать и стилизовать представавшие перед ним предметы, явления и образы так, что они преобразовывались в стройный растительный, абстрактный, геометризованный или зооморфный орнамент, который подчинялся определенному чувству ритма, начиная от простых точечных или штриховых орнаментов ранней керамики и заканчивая симметричными и сложными изображениями Халафа и Самарры, Геоксюра и позднего Триполья.

Ритмичность форм и линий, оттенков и красок, как бы воплотила собой особой ритм движения — ритм рук, вращающих сосуд в процессе лепки, позже — гончарного круга. Гончарное искусство подарило возможность отразить в условных, иносказательных образах свое виденье мира, свою мысль.

Китайский орнаментРасписная керамика довольно быстро появилась и в других регионах земного шара: Индии, Китае, Японии, а также на различных территориях Юго-Восточной Азии. Ученые до сих пор спорят, появилась ли она в результате расселения народов, обладающих высокими технологиями, из одного или нескольких центров, или же гончары освоили раскрашивание древней посуды самостоятельно в каждом регионе. Так или иначе, не вызывает сомнений тот факт, что раннеземледельческие цивилизации 5-6 тыс. лет назад обладали большими знаниями, навыками и умениями, чем общества охотников, рыболовов и собирателей, живших в северных регионах Евразии.

Керамика эпох неолита и энеолита довольно грубая. Здесь гораздо позднее появляются разнообразные технические приспособления (например, гончарный круг или гончарные печи для обжига керамики при высоких температурах). Долгое время керамические изделия обжигались в обычных костровых ямах. Но самым главным отличием на ранних этапах развития гончарного производства «примитивных» племен было то, что они не расписывали свои сосуды краской, а орнаментировали в технике прочерченного или накольчатого орнамента. Правда, в некоторых культурах лесной и лесостепной зон получил развитие также налепной орнамент в виде валиков или жгутиков из глины.

Также на сайте:



Глазури с золотом

Исходным материалом может служить хлористое золото в стеклянных ампулах, употребляемое, для фотографии. Из него приготовляется «кассиев пурпур». Получается он так: 1 г хлористого золота растворяют в 20—25 л остуженной кипяченой воды. В раствор хлористого золота приливают раствор хлористого олова, после чего раствор делается коричнево-красного цвета и на дно начинает садиться осадок.



Налепы

Издревле гончары использовали налепные узоры не только как выразительные украшения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при сушке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений — руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, — жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.).