Расписная керамика



Расписная керамикаДревняя керамика поражает своим совершенством. Например, сосуды периодов Халафа и Хассуны - это потрясающее богатство и разнообразие орнаментов, игра красок, цвета, умения скомпоновать узор и цвета в максимально гармоничные и оптимальные для восприятия сочетания.

Керамика другой культуры — Убайдской — орнаментирована намного беднее, но зато она поражает бесконечным многообразием и причудливостью форм.

Расписная керамика КитаяУтилитарный предмет под руками мастеров Убайда превращался в произведение искусства. Расписная посуда разных эпох отражает и показывает, как человек обучался обобщению собственных впечатлений от природы.Учился группировать и стилизовать представавшие перед ним предметы, явления и образы так, что они преобразовывались в стройный растительный, абстрактный, геометризованный или зооморфный орнамент, который подчинялся определенному чувству ритма, начиная от простых точечных или штриховых орнаментов ранней керамики и заканчивая симметричными и сложными изображениями Халафа и Самарры, Геоксюра и позднего Триполья.

Ритмичность форм и линий, оттенков и красок, как бы воплотила собой особой ритм движения — ритм рук, вращающих сосуд в процессе лепки, позже — гончарного круга. Гончарное искусство подарило возможность отразить в условных, иносказательных образах свое виденье мира, свою мысль.

Китайский орнаментРасписная керамика довольно быстро появилась и в других регионах земного шара: Индии, Китае, Японии, а также на различных территориях Юго-Восточной Азии. Ученые до сих пор спорят, появилась ли она в результате расселения народов, обладающих высокими технологиями, из одного или нескольких центров, или же гончары освоили раскрашивание древней посуды самостоятельно в каждом регионе. Так или иначе, не вызывает сомнений тот факт, что раннеземледельческие цивилизации 5-6 тыс. лет назад обладали большими знаниями, навыками и умениями, чем общества охотников, рыболовов и собирателей, живших в северных регионах Евразии.

Керамика эпох неолита и энеолита довольно грубая. Здесь гораздо позднее появляются разнообразные технические приспособления (например, гончарный круг или гончарные печи для обжига керамики при высоких температурах). Долгое время керамические изделия обжигались в обычных костровых ямах. Но самым главным отличием на ранних этапах развития гончарного производства «примитивных» племен было то, что они не расписывали свои сосуды краской, а орнаментировали в технике прочерченного или накольчатого орнамента. Правда, в некоторых культурах лесной и лесостепной зон получил развитие также налепной орнамент в виде валиков или жгутиков из глины.

Также на сайте:



Виды глин

Глины классифицируются по происхождению, химико-минералогическому составу, использованию и т. д. С геологической точки зрения глины делятся на первичные, почти без примесей, оставшиеся в местах образования, и вторичные (переотложенные), перенесенные ветром, ледниками и потоками воды на значительные расстояния и содержащие много примесей.

Природные глины



Краснофигурная роспись

Краснофигурная росписьГреческие вазописцы при создании орнаментов, декорировании керамических изделий применяли самые разнообразные краски. В ходу были белая, пурпурная и красно-бурая минеральные краски. Широко использовались и краски с меньшей прочностью, в настоящее время они имеют название акварель.

Применялась голубая, розовая, красная, серая, желтая акварель. Использовалась при росписи ваз более позднего периода и глина желтовато-коричневых оттенков, иногда наносившаяся высоким рельефом. Применяли ее в основном при нанесении орнаментов, различных надписей, изображении предметов обихода, оружия и отдельных, небольших деталей.