Расписная керамика



Расписная керамикаДревняя керамика поражает своим совершенством. Например, сосуды периодов Халафа и Хассуны - это потрясающее богатство и разнообразие орнаментов, игра красок, цвета, умения скомпоновать узор и цвета в максимально гармоничные и оптимальные для восприятия сочетания.

Керамика другой культуры — Убайдской — орнаментирована намного беднее, но зато она поражает бесконечным многообразием и причудливостью форм.

Расписная керамика КитаяУтилитарный предмет под руками мастеров Убайда превращался в произведение искусства. Расписная посуда разных эпох отражает и показывает, как человек обучался обобщению собственных впечатлений от природы.Учился группировать и стилизовать представавшие перед ним предметы, явления и образы так, что они преобразовывались в стройный растительный, абстрактный, геометризованный или зооморфный орнамент, который подчинялся определенному чувству ритма, начиная от простых точечных или штриховых орнаментов ранней керамики и заканчивая симметричными и сложными изображениями Халафа и Самарры, Геоксюра и позднего Триполья.

Ритмичность форм и линий, оттенков и красок, как бы воплотила собой особой ритм движения — ритм рук, вращающих сосуд в процессе лепки, позже — гончарного круга. Гончарное искусство подарило возможность отразить в условных, иносказательных образах свое виденье мира, свою мысль.

Китайский орнаментРасписная керамика довольно быстро появилась и в других регионах земного шара: Индии, Китае, Японии, а также на различных территориях Юго-Восточной Азии. Ученые до сих пор спорят, появилась ли она в результате расселения народов, обладающих высокими технологиями, из одного или нескольких центров, или же гончары освоили раскрашивание древней посуды самостоятельно в каждом регионе. Так или иначе, не вызывает сомнений тот факт, что раннеземледельческие цивилизации 5-6 тыс. лет назад обладали большими знаниями, навыками и умениями, чем общества охотников, рыболовов и собирателей, живших в северных регионах Евразии.

Керамика эпох неолита и энеолита довольно грубая. Здесь гораздо позднее появляются разнообразные технические приспособления (например, гончарный круг или гончарные печи для обжига керамики при высоких температурах). Долгое время керамические изделия обжигались в обычных костровых ямах. Но самым главным отличием на ранних этапах развития гончарного производства «примитивных» племен было то, что они не расписывали свои сосуды краской, а орнаментировали в технике прочерченного или накольчатого орнамента. Правда, в некоторых культурах лесной и лесостепной зон получил развитие также налепной орнамент в виде валиков или жгутиков из глины.

Также на сайте:



Русский печной изразец

Сила и богатство искусства целого народа основаны на стиле и богатстве духовной жизни народа и, в конечном счёте, на силе и богатстве народного искусства. Народ – коллективный художник. Он то и выделяет из своей среды на всём протяжении истории искусств художественных деятелей, которые сильны связью со своим народом, его удивительным и духовным миром, эстетическими вкусами и идеалами. Декоративное искусство играет огромную роль в развитии у человека чувства прекрасного. Оно формирует его эстетические чувства, воспитывает эстетическую восприимчивость, художественный вкус.



Декорирование изделий

После обработки поверхности сосуда следующим этапом было его декорирование. Оно применялось не всегда, но довольно часто. Уже самая ранняя керамика эпохи неолита украшалась различными орнаментами.

Орнаментом (от лат. «украшение») принято называть последовательное повторение сгруппированных узоров. Ритмическое чередование одного либо нескольких элементов или мотивов орнамента именуется раппортом.