Расписная керамика



Расписная керамикаДревняя керамика поражает своим совершенством. Например, сосуды периодов Халафа и Хассуны - это потрясающее богатство и разнообразие орнаментов, игра красок, цвета, умения скомпоновать узор и цвета в максимально гармоничные и оптимальные для восприятия сочетания.

Керамика другой культуры — Убайдской — орнаментирована намного беднее, но зато она поражает бесконечным многообразием и причудливостью форм.

Расписная керамика КитаяУтилитарный предмет под руками мастеров Убайда превращался в произведение искусства. Расписная посуда разных эпох отражает и показывает, как человек обучался обобщению собственных впечатлений от природы.Учился группировать и стилизовать представавшие перед ним предметы, явления и образы так, что они преобразовывались в стройный растительный, абстрактный, геометризованный или зооморфный орнамент, который подчинялся определенному чувству ритма, начиная от простых точечных или штриховых орнаментов ранней керамики и заканчивая симметричными и сложными изображениями Халафа и Самарры, Геоксюра и позднего Триполья.

Ритмичность форм и линий, оттенков и красок, как бы воплотила собой особой ритм движения — ритм рук, вращающих сосуд в процессе лепки, позже — гончарного круга. Гончарное искусство подарило возможность отразить в условных, иносказательных образах свое виденье мира, свою мысль.

Китайский орнаментРасписная керамика довольно быстро появилась и в других регионах земного шара: Индии, Китае, Японии, а также на различных территориях Юго-Восточной Азии. Ученые до сих пор спорят, появилась ли она в результате расселения народов, обладающих высокими технологиями, из одного или нескольких центров, или же гончары освоили раскрашивание древней посуды самостоятельно в каждом регионе. Так или иначе, не вызывает сомнений тот факт, что раннеземледельческие цивилизации 5-6 тыс. лет назад обладали большими знаниями, навыками и умениями, чем общества охотников, рыболовов и собирателей, живших в северных регионах Евразии.

Керамика эпох неолита и энеолита довольно грубая. Здесь гораздо позднее появляются разнообразные технические приспособления (например, гончарный круг или гончарные печи для обжига керамики при высоких температурах). Долгое время керамические изделия обжигались в обычных костровых ямах. Но самым главным отличием на ранних этапах развития гончарного производства «примитивных» племен было то, что они не расписывали свои сосуды краской, а орнаментировали в технике прочерченного или накольчатого орнамента. Правда, в некоторых культурах лесной и лесостепной зон получил развитие также налепной орнамент в виде валиков или жгутиков из глины.

Также на сайте:



Гончарство и искусство

Особую роль гончарное производство сыграло в развитии художественного творчества и соответственно интеллектуального и духовного развития человека. Разнообразие и причудливость форм, обработки внешней поверхности, разновидностей и способов нанесения декора, игра красок и цветов в изделиях, созданных человеком из глины на протяжении последних тысячелетий, не поддаются никакому описанию.



Люстрирование керамики

Одним из распространенных приемов украшения парадной керамической посуды и изделий является люстрирование. Люстрами называют тончайшие прозрачные надглазурные пленки, изготовленные, из оксидов различных металлов. В готовом виде они представляют собой растворы металлов или оксидов металлов в эфирных маслах.

Благодаря своему составу люстровые препараты обладают очень красивыми световыми эффектами. Переливы различных цветов придают изделиям ощущение праздничности и нарядности.