Орнамент



ОрнаментМногочисленные исследования этнографов, археологов, историков, лингвистов и других ученых показали, что членение глиняного сосуда по вертикали и горизонтали соответствует представлениям ранних земледельцев и скотоводов о структуре их картины мира.

Эта картина складывается из трех зон по вертикали (неба, земли и подземного мира) и четырех главных направлений по горизонтали. Горизонтальная модель часто передается при помощи различных фигур, изображающих квадрат или крест, как правило, с выделенным центром, или четырежды повторенных орнаментальных раппортов.

Трипольская ваза с орнаментомХотя сосуд делится по вертикали на три части, орнамент чаще всего акцентирует лишь две из них: верхнюю и среднюю. Такое выделение двух элементов системы соответствует ситуации противостояния двух зон: «нашего», человеческого, и «иного», сверхчеловеческого, сакрального, что передается различными средствами. Так, на древних сосудах весьма распространен прием изображения орнаментации в двух ярусах.

Пространство сосуда всегда имело яркую качественную окраску. Те зоны, которые в наибольшей степени орнаментировались, были не только эстетически, но в первую очередь семантически наиболее отмеченными. В культурах архаического типа наделение тех или иных частей вещи или живого существа украшениями всегда имело определенное значение, а не служило лишь эстетическим целям. В то же время примечательно, что фигуративные мотивы, т. е. именно те, которые придают пространству качественные характеристики, в орнаментике неолитических и энеолитических сосудов встречаются значительно реже, чем геометрические. Чем больше развито орнаментальное искусство гончарных изделий, тем ближе к геометрии орнаментальные мотивы.

Фрагмент орнаментаДля ряда культур характерна тенденция к дроблению орнаментального убранства сосудов, умножению рядов орнамента. Четкий расчет орнаментальных композиций такого типа свидетельствует об очень раннем возникновении экспериментов в области пространственных построений.

Анализ орнамента первобытных земледельцев позволяет сделать некоторые заключения не только о структуре их пространства, но и об их представлениях о существовании этого пространства во времени. На многих ранних сосудах мы встречаем изображения так называемых «шествий» животных или людей (антропоморфных существ) в одном направлении. Так, многие ближневосточные сосуды эпохи неолита-энеолита украшены изображениями козлов, баранов, птиц, как бы шествующих по их поверхности.

Сосуд с орнаментомНа внутренней стороне поверхностей плоских чаш или блюд самаррской культуры изображены антропоморфные существа, скорпионы, птицы, олени, рыбы, потоки воды. Фигуры показаны в направленном в одну сторону движении, иногда в сильно «вихревом». Сосуд при этом предстает не как статическая форма, а как вращающаяся, подвижная, «живая».

Сосуды с изображением «шествий» могут быть сопоставлены с ритуальными танцами и хороводами. Мир первобытного человека представляется как динамичный, постоянно подвергающийся различным воздействиям и меняющийся. Его создание — это постоянный процесс бурного движения, противоборства сил, их постоянное рождение и гибель.

Сосуд как образ пространства, естественно, соотносился со структурами, обладающими широкими ассоциациями такого рода, в частности с архитектурными сооружениями. Имеющиеся материалы позволяют специалистам утверждать, что в росписи стен и декоре синхронных им сосудов находили воплощение одни и те же фигуративные и геометрические мотивы. Такая же общность росписей сосудов и стен построек известна в современных традиционных культурах. Сходство это не формальное. Оно говорит о том, что поверхность сосуда и стена дома вмещают нечто, ограничивая часть пространства, почему и отмечаются сходными росписями. Стенка сосуда и стена жилища защищают находящееся внутри них, поэтому главная функция любого орнамента на древней посуде всегда состояла в привлечении благодетельных сил и отталкивании вредоносных.

Также на сайте:



Зарождение гончарства

Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок, используемых всеми пернатыми строителями, в дело идет также глина. Мало того, глина у ласточек — основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяемой специальными железами, ласточка, как заправский гончар, комочек за комочком лепит глубокую чашу. Высыхая, она становится настолько прочной, что, случись ей ненароком упасть, — не разобьется.



Окрашивание глины

Для того чтобы придать глине тот или иной цвет, можно воспользоваться разными способами. Наиболее распространенными являются внесение красящих веществ под давлением и подмешивание их в глину рукой.

Перед тем как окрашивать большие массы, необходимо произвести пробные эксперименты. В качестве пробника для эксперимента необходимо использовать несколько кусочков предварительно подготовленной глиняной смеси, имеющих вес примерно по 100 грамм.