Художественная керамика



Основа любого керамического изделия — глина — широко распространенная осадочная горная порода. При увлажнении глина становится вязкой. Высокая пластичность материала была замечена человеком еще в глубокой древности. Из глины лепили множество необходимых в быту предметов — главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки.

Самые ранние изделия были хрупкими, боялись влаги, и в глиняных сосудах можно было хранить лишь сухие продукты. Но, разгребая золу угасшего костра, человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становится твердой, как камень, и не размывается дождями. Эти наблюдения, видимо, и навели человека на мысль обжигать глиняные изделия — вначале на костре, а позже в специальных печах. Вещи из обожженной глины принято называть керамикой.

Широкое распространение керамика получила в Египте, Ассирии, Вавилоне и Греции. Многие музеи мира украшают знаменитые греческие вазы-амфоры и кратеры, расписанные традиционными орнаментами и сценками из древнегреческой мифологии. Высокохудожественной керамикой славилась и Древняя Русь. Из мастерских русских керамистов выходила самая разнообразная продукция: чаши, блюда, кубышки, кувшины, рукомои и другая бытовая утварь.

Посуду расписывали керамическими красками и жидкой глиной (ангобами), покрывали цветной и бесцветной стекловидной поливой — глазурью. В большом количестве русские гончары производили чернолощеную посуду. Слегка подсохшее изделие натирали до блеска лощилом (гладким камнем или куском отполированной кости), затем обжигали в коптящем пламени без доступа в горн кислорода. После обжига посуда приобретала красивую серебристо-черную поверхность, одновременно она становилась более прочной.

Выпускали гончарные мастерские также декоративные изразцы для облицовки печей. Изразцы из обожженной глины без поливы (терракота) назывались красными. Такое название они получили из-за красного цвета обожженной глины. Украшением каждого красного изразца был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форме, напоминающей пряничную доску. Изображения на изразцах отличались большим сюжетным разнообразием.

Рельефы изображали сцены охоты и битв, эпизоды из сказок, басен и былин, реальных и фантастических животных, среди которых чаще всего встречались птица Алконост — птица радости и Сирин — птица печали. Но красные терракотовые плитки были все же непрактичны. Из-за пористости материала они пропускали угар в помещение, легко грязнились и в конце концов становились совершенно черными. Чтобы избежать всех этих недостатков, в XVII веке рельефные изразцы стали покрывать защитным слоем глазури. Вначале появились муравленые плитки, покрытые зеленой глазурью, а затем многоцветные. В это же время поливные изразцы стали использовать в архитектуре.

Кроме изразцов и посуды, гончары изготовляли различные строительные материалы: кирпичи, кровельную черепицу, плитки для пола и керамические трубы. Отформованные глиняные изделия гончары обжигали в специальных печах — горнах. Интересно, что само слово «гончар» происходит от слова «горн». В старину мастеров, работающих с глиной, называли «горнчарами», но со временем буква «р» была утрачена.

Особой отраслью гончарного производства было изготовление различных игрушек. К народному празднику «свистуньи» гончары лепили свистульки в виде фигурок барана, козла, коня, птицы или фантастического существа — полкана. Лепили также кукол в национальных костюмах и игрушечную посуду, повторяющую в миниатюре настоящую.

Обожженные игрушки расписывали керамическими красками и снова обжигали. Современные мастера- игрушечники чаще всего применяют так называемую холодную роспись. В Кировской области игрушки расписывают темперой, в Тульской — анилиновыми красками, а в Пензенской — масляными. Форма народных игрушек проста и выразительна, она передает самое характерное, самое значительное в изображаемом объекте. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из детской забавы она превратилась в декоративную настольную скульптуру, которую охотно используют для украшения современного интерьера.

В XVIII веке в России получили распространение художественные изделия, называемые майоликой. Изделия из гончарной глины покрывали слоем эмали (глухой непрозрачной глазури) и расписывали по сырому фону керамическими красками. Мягкий контур и характерные потеки делали рисунок живописным и выразительным.

Особым видом керамики являются фарфор и фаянс. Фарфоровые изделия формировали из высокосортной глины (каолина), в которую добавляли различные примеси. Фарфор отличается тугоплавкостью, огнестойкостью, водонепроницаемостью и просвечиваемостью тонких стенок изделий. Фаянсовые изделия формуют из беложгущихся глин, которые затем расписывают и покрывают глазурью. В отличие от фарфора фаянс не обладает просвечиваемостью, но белизна поверхности изделий дает возможность получать такую же яркую и сочную роспись, как и на фарфоре.

Стекло — ближайший родственник керамики, ведь керамика и стекло являются силикатами. Только керамические изделия состоят из отдельных крупинок силикатов, спеченных между собой, а в стекле силикаты сплавлены. Глазурование керамики стало возможным благодаря изобретению стекла. Глазурь, по существу, представляет собой легкоплавкое стекло. Как и керамика, стекло находит широкое применение в быту и технике.

Также на сайте:



Литье в формах

Ручная прессовка декоративных гончарных изделий и игрушек — операция трудоемкая. Поэтому при массовом производстве этих изделий лучше отливать их в гипсовых формах. Способ литья настолько прост, что дает возможность применить труд малоквалифицированных рабочих. Из глины приготовляют шликер, т. е. разжижают ее настолько, что она становится текучей. Затем шликером заливают гипсовые формы.



Виды глин

Глины классифицируются по происхождению, химико-минералогическому составу, использованию и т. д. С геологической точки зрения глины делятся на первичные, почти без примесей, оставшиеся в местах образования, и вторичные (переотложенные), перенесенные ветром, ледниками и потоками воды на значительные расстояния и содержащие много примесей.

Природные глины