Керамика в Средневековье



Среди средневековых гончарных центров Евразии, кроме стран Дальнего Востока, особенно выделяются Турция, Иран (в то время Персия), Кавказ и Средняя Азия. Представители разных стран долгое время безуспешно пытались узнать секреты технологии фарфора.

Лишь в начале I тыс. н. э. гончары Турции и Ирана изобрели производство майолики — посуды и изделий, украшенных цветными составами в виде растительных орнаментов и покрытых глазурью.

Довольно быстро майолика нашла применение в монументальной архитектуре, особенно культовом зодчестве городов Малой и Средней Азии, Кавказа и арабских стран. На многих зданиях, сохранившихся до наших времен с эпохи Средневековья, имеются разнообразные по форме и орнаменту поливные плитки и изразцы.

Чаще всего узоры на них — роскошные орнаменты синего, бирюзового, ультрамаринового тонов, желтые вставки, белые буквы арабских надписей, желтые и красные цветы, розетки, геометрические фигуры — были выполнены с применением различных красок.

Нередко общественные и культовые сооружения мусульманских центров украшались мозаикой, выполненной из отдельных элементов, которые отливались из глины в специальных формах или выпиливались из керамических досок, покрытых глазурью того или иного цвета.

Мусульманская религия в большинстве случаев запрещала изображать человека. Поэтому на архитектурной керамике и гончарной посуде получили широкое распространение и достигли небывалой виртуозности сложные орнаментальные плетенки из растительных или геометрических элементов. Нередко они сопровождались также эпиграфическим декором. Так называется орнамент, выполненный из букв и надписей арабской вязи.

Майолика средневековых городов Востока изготавливалась преимущественно на кашинном (пористом) тесте с подглазурной росписью. Она часто представляла собой длинную полосу-бордюр, которой обрамляли те или иные архитектурные формы. Самыми распространенными цветами, которыми украшалась майолика, были синий и ультрамариновый.

Часто встречаются также изразцы с бирюзовой поливой и черной подглазурной росписью, которая обычно представляла собой растительный орнамент. Такая роспись наносилась специальными художественными кистями.

Нередки также майолики с белыми, слегка рельефными узорами, обведенными зеленой линией, и с разделением элементов рисунка и фона штрихами, выполненными зеленой краской. Орнаменты, которыми украшались майолики, отличались особым изяществом и легкостью.

Важным элементом майоликовых панно обычно была белая, немного выпуклая арабская надпись. Буквы часто усложнялись растительными побегами. Такие изразцы могли покрывать очень большие площади внешней и внутренней поверхностей зданий, сооружений, погребальных комплексов.

Эпиграфический орнамент как на мозаиках, так и на майоликах сочетался со сложными геометрическими и растительными узорами. На белом, бирюзовом или ультрамариновом фоне, кроме красочного узора, помещали пестрые рисунки, часто с расцветкой золотом — наклеенными кусочками фольги. Такие приемы достигли наивысшего расцвета в знаменитых иранских люстровых изразцах.

Во время археологических раскопок в средневековых городах и поселениях Ирана, Азербайджана, Малой и Средней Азии, кроме обычной бытовой красно-, желто- и сероглиняной бытовой посуды, было найдено множество высокохудожественных глиняных чаш с блестящей поливой и тонкими узорами, изображающими птиц и зверей, звезды и розетки, цветы и надписи и т. д.

Остатки гончарных мастерских, инструменты, отходы производства говорят о высоком уровне специализации средневековых гончаров, при котором изготовление художественной керамики выделилось в отдельную отрасль.

Также на сайте:



Третий обжиг

Декорирование производится по уже обожженному глазурованному покрытию. Краски расплавляются при последующем обжиге, который осуществляется при более низкой температуре. Таким образом, речь идет о декорировании при «малом огне». Эта техника распространилась в XVIII веке, когда начался поиск более разнообразной гаммы красок, так как при обжиге с высокой температурой многие оксиды разлагаются и исчезают.

Этот способ сложился под влиянием китайского фарфора. Техника третьего обжига применяется при декорировании как терракоты, так и при работе с фарфором.



Подготовка формовочных масс

Важным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких.

Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь.