Керамика и ангоб



Художественная поливная керамика средневековья разделяется на две большие группы. Первую составляют изделия из красной плотной глины, покрытые светлым ангобом. На ангоб наносилась гравировка или часть ангоба соскабливалась в виде узора.

После того как сосуд покрывали прозрачной поливой, чаще всего голубой, зеленой или желтой, та часть поливной поверхности, которая приходилась на ангоб, выглядела светлей, а та, которая попадала на темную глину, казалась почти черной.

Черными казались и процарапанные линии. Иногда фон образовывала та поверхность, с которой был удален ангоб, а сам орнамент или рисунок оставлялся покрытым ангобом. Такая техника получила название «резерва».

В некоторых случаях узор наносился на глину ангобной краской при помощи кисти. Этот узор казался более мягким и живописным в противоположность резкой линии и графичности сосудов, орнаментированных в технике гравировки.

Для гравированных керамических сосудов с «резервной» техникой, а также посуды с росписью ангобом был характерен тектонический узор, выявляющий форму сосуда. Другими словами, в художественном оформлении этой керамики господствовало разделение на строго обоснованные, тщательно уравновешенные между собой и связанные с формой сосуда орнаментальные зоны.

Сцены с изображениями животных, людей, беспредметные узоры, иногда весьма сложные, помещались в круглое клеймо на дне сосуда, маркирующее его центр. Геральдическая статичность изображений соответствовала центральному положению этой зоны на дне открытой чаши.

По краю сосуда располагался ритмичный непрерывный орнамент, подчеркивающий круглую форму предмета. Линии центральной фигуры были рассчитаны на то искажение, которое получал рисунок на вогнутой поверхности большей или меньшей кривизны.

Каждый регион подарил гончарному искусству свои особые приемы и технологии, особенности в конструировании, сюжете орнамента. Например, в XII-XIII вв. из Средней Азии распространился один из самых характерных мотивов декора — так называемый «павлиний глаз».

Весьма распространенной стала также манера украшать сосуды надписями благожелательного содержания. Особенно часто такие надписи наносились на полусферические чаши с кольцевым поддоном.

Из иранских и среднеазиатских гончарных центров распространился такой вид поливной керамики, как кашинные чаши с черной подглазурной росписью под бирюзовой поливой.

Значительное место в орнаментах посуды мусульманского Востока принадлежит таким узорам, которые, как растительный побег, обегают в свободных извивах всю поверхность, не выделяя ни ее центра, ни периферии, давая всюду одинаковые листы, цветы и бутоны, расположенные в свободной асимметрии.

Часто подчеркиваются крестообразные и радиальные мотивы. Почти повсюду на этой керамике наблюдается отказ от изображений одушевленных существ, хотя иногда встречаются схематические фигуры зверей или изображения рыб, свободно разбросанные по поверхности сосуда.

Встречаются орнаменты, образующие прямоугольную сетку, часто членящие поверхность, но так, что членение не связывается со сферической формой сосуда. Часто вместо ясной разбивки на зоны присутствует центральная плетеная фигура, столь разросшаяся, что ей поглощена вся поверхность чаши.

Также на сайте:



Обработка поверхностей сосуда

Обработка поверхностей сосудаПосле окончания конструирования сосуда следовал важный этап — обработка его поверхностей. В древности самой распространенной была обработка непосредственной поверхности. Позднее в некоторых культурах поверхность начали покрывать дополнительным слоем тонко отмученной глины.

Чаще всего стенки и дно посуды подвергали заглаживанию. Как правило, внешняя поверхность отделывалась тщательнее, чем внутренняя. Заглаживание могло производиться влажной рукой, тканью, кожей, створками раковин моллюсков, деревянными или костяными инструментами (например, щепкой или ребром животного).



Подготовка формовочных масс

Важным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких.

Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь.