Керамическая игрушка



Огромной популярностью в России вот уже много веков пользуется керамическая игрушка. Одним из самых знаменитых центров по ее производству является бывшая слобода, а ныне село Дымково. Глину для игрушек здесь готовят специально. После формовки фигурок, самыми популярными среди которых являются всадники на конях, барышни, няньки с младенцами, птички, лошадки и др., их сушат и обжигают.

Вслед за тем керамические изделия на несколько секунд погружают в смесь из молока и мела, из-за чего они приобретают белый цвет. Затем игрушки расписывают специальными красками, приготовленными на яичном желтке.

Дымковскую роспись, состоящую из полос, клеток, ярких пятен, невозможно спутать ни с какой другой. Вплоть до настоящего времени дымковская игрушка пользуется большим спросом не только в России, но и за рубежом.

Форм посуды, игрушек и бытовых керамических изделий, которые изготавливались в России, было великое множество. К ним относятся кувшины, горшки, корчаги, роговики, супницы, тарелки, миски, кружки, чайники, вазы, самовары, рукомойники, подойники, дымовые трубы, куклы, игрушки-свистульки и даже целые скульптурные композиции.

Многие даже самые простые предметы до сих пор поражают изящностью, четкостью и пластической завершенностью форм, их гармоничным сочетанием с декором. Не только каждый известный гончарный центр, но зачастую и каждый мастер ставили на керамике свои клейма.

В гончарных мастерских не только сохранялись и совершенствовались традиционные технологии и формы посуды. Нередко в процессе работы открывались новые приемы и способы создания керамических изделий.

Гончарное ремесло пользовалось таким спросом, что в некоторых областях при земских училищах открывались классы по подготовке керамистов. В XIX — начале XX в., кроме традиционной посуды, деревенские гончары начали изготавливать также различные декоративные вазы, пепельницы, чернильницы, подставки под карандаши, в том числе и стилизованные, а также скульптурные композиции, предназначенные для украшения интерьера.

Более разнообразным стало производство игрушек. Кроме традиционных кукол, петушков, медведей, собачек, лошадок, кошек и др., некоторые мастера освоили выпуск игрушечной посуды, напоминавшей внешним видом настоящую.

Также на сайте:



Потери веса глазури

Всякая глазурь при сплавлении теряет в весе. Это происходит от того, что из нее испаряется вода и улетучиваются некоторые вещества. Определить, какое количество глазури получится после варки, вполне возможно, пользуясь приведенной ниже таблицей. Практически установлено, что майоликовые глазури в зависимости от состава теряют в весе от 3 до 20%.



Температура обжига

Обжиг майоликовых изделий довольно труден и является одним из важнейших процессов производства. В этой работе главное уметь определить температуру, не давать коптящего пламени и прекратить вовремя обжиг. Довольно успешно можно следить за обжигом глазурованных изделий по небольшим плиткам, на которые наносятся обжигаемые глазури.