Керамическая игрушка



Огромной популярностью в России вот уже много веков пользуется керамическая игрушка. Одним из самых знаменитых центров по ее производству является бывшая слобода, а ныне село Дымково. Глину для игрушек здесь готовят специально. После формовки фигурок, самыми популярными среди которых являются всадники на конях, барышни, няньки с младенцами, птички, лошадки и др., их сушат и обжигают.

Вслед за тем керамические изделия на несколько секунд погружают в смесь из молока и мела, из-за чего они приобретают белый цвет. Затем игрушки расписывают специальными красками, приготовленными на яичном желтке.

Дымковскую роспись, состоящую из полос, клеток, ярких пятен, невозможно спутать ни с какой другой. Вплоть до настоящего времени дымковская игрушка пользуется большим спросом не только в России, но и за рубежом.

Форм посуды, игрушек и бытовых керамических изделий, которые изготавливались в России, было великое множество. К ним относятся кувшины, горшки, корчаги, роговики, супницы, тарелки, миски, кружки, чайники, вазы, самовары, рукомойники, подойники, дымовые трубы, куклы, игрушки-свистульки и даже целые скульптурные композиции.

Многие даже самые простые предметы до сих пор поражают изящностью, четкостью и пластической завершенностью форм, их гармоничным сочетанием с декором. Не только каждый известный гончарный центр, но зачастую и каждый мастер ставили на керамике свои клейма.

В гончарных мастерских не только сохранялись и совершенствовались традиционные технологии и формы посуды. Нередко в процессе работы открывались новые приемы и способы создания керамических изделий.

Гончарное ремесло пользовалось таким спросом, что в некоторых областях при земских училищах открывались классы по подготовке керамистов. В XIX — начале XX в., кроме традиционной посуды, деревенские гончары начали изготавливать также различные декоративные вазы, пепельницы, чернильницы, подставки под карандаши, в том числе и стилизованные, а также скульптурные композиции, предназначенные для украшения интерьера.

Более разнообразным стало производство игрушек. Кроме традиционных кукол, петушков, медведей, собачек, лошадок, кошек и др., некоторые мастера освоили выпуск игрушечной посуды, напоминавшей внешним видом настоящую.

Также на сайте:



Изразцовые печи

Изразцы XVII – XIX веков, украшавшие печи не только в царских и монастырских покоях, но и в домах купечества и зажиточных горожан были красочны и своеобразны. И рельефные, и гладкие, с синим, зелёным и многоцветным рисунком они несут в себе приметы новых времён, освоения опыта других народов и борения с некоторыми иноземными влияниями. При этом в их решении оставались неизменными чувство цвета, композиция, гармония и самобытность лучших отечественных изразечников.



Спекание глины

Степень спекания черепка определяется по количеству воды, которое он может впитать, как говорят, по величине водопоглощения черенка. Чем меньше величина водопоглощения, тем выше степень спекания черепка.

Для определения величины водопоглощения испытуемый черепок высушивают до постоянного веса. Затем черепок погружают в сосуд с водой и оставляют в нем на сутки, после чего черепок снова взвешивают. Вес его после пребывания в течение суток в воде становится больше, чем непосредственно после сушки. Разница в весе и показывает, какое количество воды поглощено черепком.