Кашинная керамика



Большая группа керамики называется кашинной. Кашин представляет собой белую пористую керамическую массу. На него наносились в основном прозрачные и цветные глазури. Светлая кашинная керамика делала рисунок ярким, а глазури глубокими, как бы светящимися изнутри.

Эффект этот усиливался тем, что применявшаяся на кашинных сосудах полива стекала по дну и застывала на нем толстым слоем. В результате получался контраст между поверхностью округлых стенок чаши, где слой поливы был тонким и легкий рельеф черепка выделял основные линии орнамента, и толстым гладким слоем стекла на дне, под которым мерцали краски росписи. Керамисты учитывали этот эффект и придавали ему особый художественный смысл.

На кашинной керамике орнаментальные композиции, разделяющие поверхность сосуда на зоны, подчеркивающие его тектонику, обязательны почти всегда.

На территории России кашинная керамика восточного стиля эпохи Средневековья ярко представлена на памятниках Золотой Орды.

Полихромные чаши так называемого «хорезмского стиля» часто имеют в центре круг с розеткой или звездой. Над ними идут несколько орнаментальных поясов. Один — широкий с ритмичными линиями арабского эпиграфического орнамента, содержащими слово «успех».

Этот орнаментальный пояс размельчал резкий «прыгающий» ритм центральной фигуры. Затем следовали узкие полосы, завершавшие кольцевым непрерывным движением запятых или спиралей все это зародившееся в центре движение, которое окончательно замирало в точечном ободке по краю чаши.

Значительная серия средневековой полихромной керамики Востока имеет орнаментальный мотив в виде расположенного в центре цветка лотоса. В этом случае центральное поле не имеет ритмического построения. От полного покоя и стабильности центральной зоны взгляд переходит к кольцевому движению средней полосы, подчеркнутому четким рисунком и наклоном в одну сторону, как бы от движения воздуха, лепестков со штрихами, и, наконец, успокаивается в крайней зоне, где кольцевидное движение, создаваемое завитками, нейтрализуется поперечными двойными линиями.

Еще больше это пронизывающее весь предмет движение чувствуется в полихромных кашинных блюдах с изображением в центральной зоне фигуры птицы. Обычно это водоплавающая птица, иногда летящая, но чаще спокойно плывущая или идущая.

Наряду с полихромной поливной керамикой в керамическом искусстве средневекового Востока распространяются типы кашинных чаш с росписью кобальтовой ультрамариновой краской по белому фону. Известная в Иране с XIV в., эта посуда широко распространяется в средней Азии в Тимуридскую эпоху, т. е. в конце XIV — начале XV в.

Такую посуду нередко украшали проколами в кашинном тесте, которые затягивались прозрачной поливой. Этот прием создавал живописный художественный эффект, особенно если такие сосуды рассматривать на свет.

В XI—XII вв. по всему мусульманскому миру была широко распространена белоглиняная или светлоглиняная (иногда с красноватым оттенком) художественная штампованная керамика, которую могли себе позволить лишь очень богатые люди. Она отличается удивительной согласованностью формы и орнамента.

Очень высоко ценились во всех странах Европы и Азии иранские люстровые белоглиняные сосуды и сосуды типа «минаи».

Керамика «минаи» отличалась тем, что эмаль накладывалась на изделия, выполненные из белого кашинного теста, отдельными разноцветными ячейками.

Излюбленным приемом при изготовлении люстровой керамики был особый вид полихромной надглазурной росписи, при которой декор выполнялся золочением по белому фону. Кроме золота применялись также синие, ярко-зеленые и красные краски.

Также на сайте:



Люстрирование керамики

Одним из распространенных приемов украшения парадной керамической посуды и изделий является люстрирование. Люстрами называют тончайшие прозрачные надглазурные пленки, изготовленные, из оксидов различных металлов. В готовом виде они представляют собой растворы металлов или оксидов металлов в эфирных маслах.

Благодаря своему составу люстровые препараты обладают очень красивыми световыми эффектами. Переливы различных цветов придают изделиям ощущение праздничности и нарядности.



Виды орнамента

Со временем символический смысл тех или иных узоров постепенно отходил на второй план, а затем иногда и забывался. Начиная с эпохи Средневековья, все большую роль играет декоративная или эстетическая функция орнамента. С технологической точки зрения орнамент на керамической посуде делится на три большие группы: графический, скульптурный и расписной.