Декорирование изделий



После обработки поверхности сосуда следующим этапом было его декорирование. Оно применялось не всегда, но довольно часто. Уже самая ранняя керамика эпохи неолита украшалась различными орнаментами.

Орнаментом (от лат. «украшение») принято называть последовательное повторение сгруппированных узоров. Ритмическое чередование одного либо нескольких элементов или мотивов орнамента именуется раппортом.

В искусстве каждого народа и региона на протяжении многих столетий вырабатывались свои формы и принципы построения орнамента. Складывались самобытные национальные черты, с учетом местных особенностей, эстетических вкусов и понятия о красоте. Художественный «текст» орнамента являлся такой структурой, все элементы которой несли определенную смысловую нагрузку.

Орнамент, по своим мотивам, бывает растительным, геометрическим, зооморфным, антропоморфным, эпиграфическим. Геометрический орнамент состоит из разнообразных геометрических форм: кругов, квадратов и ромбов, прямых и ломаных линий, треугольников и более сложных фигур.

Растительными, или фитоморфными, называют узоры, составленные из стилизованных деревьев, кустарников, трав, веток, листьев, бутонов, цветов, плодов. Зооморфный, или животный, орнамент изображает стилизованные фигуры различных животных, птиц, рыб, насекомых и др. К антропоморфным относят рисунки человеческих фигур.

Стилизованные, упрощенные либо схематичные изображения животного и растительного мира, несмотря на условность и лаконичность, как правило, очень точно передают наиболее характерные, свойственные только изображаемому предмету, черты. Соединения различных элементов узора, которые образуются простым чередованием рядов отдельных, называют композициями. Композиции могут располагаться горизонтально, диагонально и вертикально, но, как правило, они всегда связаны с формой изделия.

Искусствоведы выделяют несколько видов расположения орнамента: ленточный, сетчатый и центрический. Ленточный представляет собой прямую или криволинейную орнаментальную полосу, которая может проходить по краям или середине изделия. При сетчатом вся поверхность заполняется сплошным, без свободных участков, узором.

Розеточным или центрическим, называют такой декор, при котором некоторые элементы орнамента заключены в геометрической фигуре: квадрате или ромбе, круге или многограннике, расположенной в центре украшаемого изделия.

Практически все основные виды и формы орнаментации керамики были изобретены в эпоху неолита.

Также на сайте:



Осаждение паров меди

Из хлористых солей наиболее употребляемой является нашатырь (хлористый аммоний). В него подмешивают соли меди (нежелательно купорос, дающий много серы), лучше углекислую медь или еще лучше, но она очень дорогая, хлористую медь, кристаллизованную с водой. Меди по отношению к нашатырю вводят 15—20%. Количество солей приблизительно от 200 до 400 г. на 1 куб. м. Хорошо также добавлять в патроны хлористое серебро (ляпис, осажденный соляной кислотой).

Нашатырь можно заменить поваренной солью, но она дает более грубые результаты — более темную, не столь блестящую окраску и меньше радужной игры.



Техника раку

Западный мир относительно недавно познакомился с техникой раку, зародившейся в Японии. Получаемый декоративный эффект и своеобразие самого производственного процесса, при котором изделие в раскаленном виде вынимается из печи, существенно отличают эту технику от классического способа производства керамики.

Техника раку, что буквально означает наслаждение, радость жизни, зародилась под влиянием духовного учения дзэн, которое учит замечать скрытую гармонию в малых вещах и находить красоту в простоте и естественности форм.