Декорирование изделий



После обработки поверхности сосуда следующим этапом было его декорирование. Оно применялось не всегда, но довольно часто. Уже самая ранняя керамика эпохи неолита украшалась различными орнаментами.

Орнаментом (от лат. «украшение») принято называть последовательное повторение сгруппированных узоров. Ритмическое чередование одного либо нескольких элементов или мотивов орнамента именуется раппортом.

В искусстве каждого народа и региона на протяжении многих столетий вырабатывались свои формы и принципы построения орнамента. Складывались самобытные национальные черты, с учетом местных особенностей, эстетических вкусов и понятия о красоте. Художественный «текст» орнамента являлся такой структурой, все элементы которой несли определенную смысловую нагрузку.

Орнамент, по своим мотивам, бывает растительным, геометрическим, зооморфным, антропоморфным, эпиграфическим. Геометрический орнамент состоит из разнообразных геометрических форм: кругов, квадратов и ромбов, прямых и ломаных линий, треугольников и более сложных фигур.

Растительными, или фитоморфными, называют узоры, составленные из стилизованных деревьев, кустарников, трав, веток, листьев, бутонов, цветов, плодов. Зооморфный, или животный, орнамент изображает стилизованные фигуры различных животных, птиц, рыб, насекомых и др. К антропоморфным относят рисунки человеческих фигур.

Стилизованные, упрощенные либо схематичные изображения животного и растительного мира, несмотря на условность и лаконичность, как правило, очень точно передают наиболее характерные, свойственные только изображаемому предмету, черты. Соединения различных элементов узора, которые образуются простым чередованием рядов отдельных, называют композициями. Композиции могут располагаться горизонтально, диагонально и вертикально, но, как правило, они всегда связаны с формой изделия.

Искусствоведы выделяют несколько видов расположения орнамента: ленточный, сетчатый и центрический. Ленточный представляет собой прямую или криволинейную орнаментальную полосу, которая может проходить по краям или середине изделия. При сетчатом вся поверхность заполняется сплошным, без свободных участков, узором.

Розеточным или центрическим, называют такой декор, при котором некоторые элементы орнамента заключены в геометрической фигуре: квадрате или ромбе, круге или многограннике, расположенной в центре украшаемого изделия.

Практически все основные виды и формы орнаментации керамики были изобретены в эпоху неолита.

Также на сайте:



Керамическое сырье

Речь идет о классификации, в основу которой положены такие свойства глины, как пластичность, упругость, механическая прочность и температурный режим при обжиге.

Красная глина. Называемая также «глиной для майолики», представляет собой разновидность глины, богатой оксидом железа, который окрашивает глину в красный цвет. Эта глина очень пластична, обладает хорошей упругостью, дает крупнопористый черепок. Обжиг производится при низких температурах (900-950° С). Хорошо подходит для формования на гончарном круге. Прекрасно декорируется эмалями. Используется для производства майолики.



Эмали без заглушения

Для получения заглушённых глазурей можно не добавлять белой эмали, а просто ввести в прозрачную глазурь окись олова, мышьяк или сурьму, тогда получатся текучие эмали. Правда, при таком приеме глушители не дают особенно хороших результатов в смысле заглушения, но улучшить это возможно, вводя глушители при фриттовании или сплавлении глазури.

Совершенно другого характера получаются эмали без глушителей. Они получаются не глухого белого цвета, а полупрозрачные, вроде опала. Такой эффект дает соединение борной кислоты с свинцовым суриком и кварцевым песком, например:

Борная кислота - 50,0