Декорирование изделий



Художественная керамика

Основа любого керамического изделия — глина — широко распространенная осадочная горная порода. При увлажнении глина становится вязкой. Высокая пластичность материала была замечена человеком еще в глубокой древности. Из глины лепили множество необходимых в быту предметов — главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки.



Изразцы

Особое место в русском гончарном ремесле занимало изготовление изразцов. Изразцы представляют собой одну из разновидностей архитектурно-декоративной керамики, которая применяется для внешней облицовки зданий и внутреннего интерьера и отделки стен. В западноевропейских государствах такая керамика получила название «кафель».

На территории нашей страны изразцовые украшения применялись уже во времена Киевской Руси до татаро-монгольского нашествия. Нередко из отдельных изразцов выполнялись целые панно, украшавшие фасады культовых и светских зданий.



Керамическая игрушка

Огромной популярностью в России вот уже много веков пользуется керамическая игрушка. Одним из самых знаменитых центров по ее производству является бывшая слобода, а ныне село Дымково. Глину для игрушек здесь готовят специально. После формовки фигурок, самыми популярными среди которых являются всадники на конях, барышни, няньки с младенцами, птички, лошадки и др., их сушат и обжигают.

Вслед за тем керамические изделия на несколько секунд погружают в смесь из молока и мела, из-за чего они приобретают белый цвет. Затем игрушки расписывают специальными красками, приготовленными на яичном желтке.



Гончарство в средневековой Европе

Внесла свой вклад в развитие гончарного ремесла и средневековая Европа. Начиная с XV в. особое распространение в Италии получила майоликовая керамика, где она расписывалась в основном сюжетными сценами. Центром производства итальянской майолики был город Фаэнца, отсюда появилось новое название — фаянс.

В дальнейшем практически в каждой стране появляется множество национальных и региональных школ и центров, славящихся особыми видами керамических изделий.



Керамика в Средневековье

Среди средневековых гончарных центров Евразии, кроме стран Дальнего Востока, особенно выделяются Турция, Иран (в то время Персия), Кавказ и Средняя Азия. Представители разных стран долгое время безуспешно пытались узнать секреты технологии фарфора.

Лишь в начале I тыс. н. э. гончары Турции и Ирана изобрели производство майолики — посуды и изделий, украшенных цветными составами в виде растительных орнаментов и покрытых глазурью.



Керамика и ангоб

Художественная поливная керамика средневековья разделяется на две большие группы. Первую составляют изделия из красной плотной глины, покрытые светлым ангобом. На ангоб наносилась гравировка или часть ангоба соскабливалась в виде узора.

После того как сосуд покрывали прозрачной поливой, чаще всего голубой, зеленой или желтой, та часть поливной поверхности, которая приходилась на ангоб, выглядела светлей, а та, которая попадала на темную глину, казалась почти черной.



Кашинная керамика

Большая группа керамики называется кашинной. Кашин представляет собой белую пористую керамическую массу. На него наносились в основном прозрачные и цветные глазури. Светлая кашинная керамика делала рисунок ярким, а глазури глубокими, как бы светящимися изнутри.

Эффект этот усиливался тем, что применявшаяся на кашинных сосудах полива стекала по дну и застывала на нем толстым слоем. В результате получался контраст между поверхностью округлых стенок чаши, где слой поливы был тонким и легкий рельеф черепка выделял основные линии орнамента, и толстым гладким слоем стекла на дне, под которым мерцали краски росписи. Керамисты учитывали этот эффект и придавали ему особый художественный смысл.

Также на сайте:



История изразца

Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность. Во второй четверти XIII века смерч монголо-татарского нашествия обрушился на русский край. Разрушенные княжества, ослабленные усобицами города сопротивлялись яростно, но были смяты полчищами Батыя. Русский народ оказался под тяжким ярмом. Борьба длилась столетия.



Формовка на гончарном кругу

Главной частью гончарного станка является стальной вертикальный вал, вращающийся на чугунном подпятнике, в который уложен стальной шарик. На нижнем конце вертикального вала укреплено деревянное маховое колесо, или так называемый нижний круг, диаметром 85—90 см, толщиной 5—6 см.

На верхнем конце вертикального вала укреплен деревянный диск диаметром 20—25 см, толщиной 3—4 см. Этот диск обычно называют верхним, или малым, кругом. Он является рабочей площадкой, на которой формуются изделия.

RSS-материал