Статьи

  • 

    Основной инструментарий

    Приступая к работе с глиной нам стоит подготовить достаточное количество инструментов. Что-то мы сможем приспособить из кухонных и бытовых предметов, а за некоторыми экземплярами придется обратиться в специальные магазины.

    Шило или гончарная игла: используется для создания отверстий (через которые проходит воздух), а так же для разнообразных отметок, надрезов и насечек на заготовках во время работы за гончарным кругом.

  • 

    На пороге гончарного мастерства

    Глина – это древнейший материал, без которого тяжело представить людской быт испокон века. Обработка и применение глины изменялись и развивались вместе с человечеством.

    Изначально глину использовали в ритуальных целях и высушивали на солнце, спустя время с появлением сельского хозяйства люди обнаружили преимущества обожжённой глины и стали создавать разнообразные сосуды для хранения продуктов.

  • 

    Происхождение бетона

    Этот материал, изобретенный римлянами оказал огромное влияние и на древний, и на современный мир. Возможно источником вдохновения его создания стали вулканы. При извержении они распространяют пепел. Римляне заметили, что когда этот пепел намокает он твердеет и становится как камень. Римляне увидели в этом возможность создать новый прочный материал. Сегодня мы называем его бетоном.

    Это один из самых потрясающих материалов созданных человеком, его вид, поверхность и то как он изменил всю нашу жизнь.

  • 

    Стекло в веках

    Глину для создания посуды можно было брать прямо из земли. Но если смешать песок с минералами и раскалить его, он превращается в вязкую субстанцию, которую можно надувать, растягивать и заливать в форму.

    Именно римляне первыми освоили навыки, необходимые для выдувания стекла. В отличии от прочих созданных ими материалов этот был прозрачным. Римляне первыми стали вставлять стекла в окна. По сути римляне отливали формы, они уже использовали эту технологию для создания сосудов, так что это стало просто логическим продолжением.

  • 

    Аэрогель

    Современный мир полон невероятных конструкций, созданных из разнообразных материалов. Все это творения людских рук, сделанные из песка и глины. Мы превратили песок в прозрачное стекло.

    Податливая глина преобразилась в твердый фаянс и хрупкий фарфор. Из камня и пепла мы высвободили мощь бетона, самого распространённого и крепкого строительного материала. Все это удивительные материалы керамики. Они созданы из природного сырья и в них есть общая черта – преображающая сила огня.

  • 

    Орнамент

    Одним из наиболее значительных нововведений эпохи неолита является глиняная посуда, позволившая улучшить способы приготовления пищи и расширить ассортимент пищевых продуктов. Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сосудов давала возможность первобытному человеку выразить свои творческие возможности и мировоззрение, изучение которых дает много информации археологам. Самые древние предметы из обожженной глины найдены в Чехословакии, на стоянке Дольни-Вестонице. Это еще не посуда из глины (ее люди изобретут почти на 20 тыс. лет позднее).

  • 

    Лепка для детей

    На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свои специфику. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

  • 

    Уральский изразец

    В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими мастерами, имеют свои характерные особенности. В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.

  • 

    Гладкие изразцы

    В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы. Инициатива изготовления их принадлежала Петербургу. Петр I, начиная строить заложенный им в 1703 году город, принимает личное участие в организации производства печных изразцов нового типа. Дельфтская расписная керамика, с которой он познакомился во время своего путешествия в Голландию, должна была, по его настойчивым требованиям, заменить древние многоцветные изразцы.

  • 

    Рельефные изразцы

    Многоцветные рельефные изразцовые изделия появились в XV-XVI веках в близлежащих к Москве городах. В Москве многоцветные рельефные изразцы впервые появились в Керамическом декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653г.г.). Светлая жёлто-розовая глина, из которой изготовлены эти изразцы, характерна только для калужского производства, где, по всей вероятности, они и были выполнены. Вероятнее всего, что огромное богатство купца Никитникова дало ему возможность вызывать в Калугу белорусского мастера, которому были известны секреты изготовления цветных эмалей.

Также на сайте:



Керамика

Тысячелетия назад человек узнал уникальные свойства, пожалуй, самой распространенной земной породы — глины. Неплодородная земля, намокая, превращается в однородный жидкий состав, а после высыхания становится пылью, казалось бы, совершенно бесполезный и ненужный материал. Но со временем, благодаря случайным экспериментам, человек обратил внимание на то, что глиняному составу можно придать любую форму, которая может сохраняться на протяжении долгого времени, если ее как следует просушить, обжиг же в огне, делает такое изделие еще прочнее.



Обжиг керамики

Обжиг керамикиОкончательную форму и вид керамические изделия приобретают после обжига, когда глина полностью затвердела и спеклась, а различные покрытия, например глазури, расплавились и застыли. Процесс обжига включает в себя нагревание керамического изделия до определенной температуры, выдержку при конечной температуре и охлаждение. При этом скорость нагревания обжигаемой керамики должна быть такой, чтобы содержащиеся в ней газы удалялись постепенно.